header1

Международный фестиваль детской авторской анимации
«Мульт-Горой»

Что нужно, чтобы создать свой интересный мультфильм

Первое, о чем нужно рассказать, это алгоритм создания мультфильма. Многие думают, что все очень просто. Это так и есть, с одной стороны, но, с другой, это очень емкий труд, который требует немалых усилий для создания шедевра!

Итак, с чего же все начинается? С идеи. Про что мы хотим сделать мультик? Ну, например, про спасение галактики. Отлично, теперь нужно написать сказку или историю, в которой герои будут спасать галактику.

  1. Придумываем идею. То самое главное, что мы хотим донести до нашего будущего зрителя.
  2. Пишем сказку в подробностях. И тут мы должны помнить, что в любой сказке есть начало, завязка, кульминация, развязка, конец, мораль. В самом начале мы немного знакомим зрителя с нашими героями, рассказываем про место, где они живут, кто их друзья. Затем рассказываем о проблеме, которая возникает. Это некий конфликт, задача. И конфликт тут не означает что-то плохое. Это может быть, например, сюрприз для друга на день рождения; как вырастить цветочек, который исполняет желания; как помочь больному исцелиться; как вырастить большущую морковку, чтобы всех угостить, и так далее. Ну и, конечно же, истории о спасении принцесс и галактик, победы над драконами. И вот когда мы определились с проблемой (задачей), начинаем искать ответы, чтобы справиться с ней. И здесь происходит кульминация. А когда мы нашли решение, то тут начинается развязка и затем конец, в котором мы озвучиваем некую мораль, для чего все это было, зачем мы все это только что рассказали. Таким образом, у нас получилась настоящая интересная история, по которой мы будем снимать наш мультфильм. Подробнее о сочинении сказок вот здесь
  1. Теперь историю нужно немного переписать, чтобы получился настоящий сценарий. Пропишите все, что должен увидеть зритель: действия героев, перемещения, диалоги, сцены. Когда закончите, прочитайте этот сценарий кому-нибудь, чтобы он смог все в деталях представить, понять, что вы хотели сказать этой историей, указать на недочеты или задать вопросы. Скорее всего после этого сценарий нужно будет немного подкорректировать.
  1. Прописываем героев и место действия. Это позволит понять, сколько героев нужно изготовить и какие фоны нарисовать, слепить, сконструировать декорации. Расчерчиваем табличку, либо просто в столбик выписываем всех героев, которые встречаются у нас в сказке. Сначала главных, а потом всех второстепенных, даже тех, которые только на мгновение появляются. Затем так же в столбик выписываем места действия, например лес, дом, вершина горы, больница, внутри космического корабля, во дворце… и так далее. Теперь мы знаем, сколько всего нужно изготовить и ни о чем не забудем.
  2. Раскадровка. Теперь нужно превратить нашу сказку в историю из картинок, почти как комиксы. Линуем лист на клеточки и нумеруем каждый квадратик. Затем начинаем рисовать в каждом квадратике (очень схематично) последовательность мультфильма.
  3. Тут еще стоит рассказать о планах, которые помогут при создании раскадровки. Когда вы начнете рисовать ее, то там вы должны изображать все так, как это будет примерно на экране уже при съемке. Потому помните о планах съемки. Их всего 4 основных и там уже можно варьировать, так как вам нужно. Но самое главное, это то, что их между собой нужно постоянно менять, чтобы у мультфильма появилась динамика

Итак, первый план, крупный. Это может быть голова или какая-то деталь, снятая очень крупно. Например, рука, нога, кружка, камень, пуговица. Он нужен, чтобы акцентировать детали или показать эмоции героя.

Второй план, средний. Если мы показываем героя, то это будет голова и туловище до груди. Или до пояса.

Общий план – это когда фигурки во весь рост показаны.

И четвертый – дальний план, когда мы показываем героев как бы вдалеке, и мы видим окружение и других персонажей. Он помогает увидеть героя в контексте окружения, его взаимодействие с другими персонажами или движение.

Таким образом, чередуя эти планы между собой в раскадровке, вы сделаете картинку на экране динамичнее и интереснее.

Например, вот история в картинках о колобке:

Раскадровка помогает нам превратить в схему наши действия. Мы будем понимать, что зачем нам нужно снять. И каким образом это будет выглядеть.

  1. Изготовление персонажей.   Для начала рекомендуется нарисовать на бумаге персонажей, некий эскиз, чтобы понять, как он может выглядеть. А уже потом приступаем к изготовлению. Лепим, рисуем, шьем, клеим. И так с каждым героем, которые нам нужны для мультфильма. И тут следует помнить, что герои не должны быть очень маленькими, иначе будет неудобно ими руководить и трудно будет хорошо сфотографировать. Поэтому старайтесь делать большего размера, минимум, около 10ти см в высоту. Помните о том, что герои должны будут менять положение рук и ног, крутить головой. Нужно чтоб ваш герой не сломался и не испортился до конца съемки. Хорошо, если при изготовлении пластилинового героя вы используете проволочный каркас.
  2. Делаем декорации.  Тут нужно очень внимательно сопоставлять декорации и героев, чтобы всем было там комфортно, нужно следить, чтобы размер персонажей соответствовал декорациям.
  3. Если домик, то такой, чтобы герой мог в него зайти. Очень важен правильный подбор цветовой гаммы. Для изготовления декораций могут пригодиться совершенно разные материалы: полиэтилен, нитки, пакля, бисер, мука, ткань, стружка…. Все что угодно.
  4. Озвучка.   Возвращаемся к нашей сказке  и смотрим, сколько там диалогов между героями, какие звуки окружающей среды, дополнительные шумы необходимы в мультфильме. Все это отдельно выписываем и начинаем записывать разные шумелки, тарахтелки. Можно все найти на просторах интернета, но гораздо интереснее, если вы сами создадите те звуки, которые вам нужны и здесь в ход идут банки, кастрюли, пакеты, крупы, монеты, ведра и так далее.
  5. А вот для озвучки героев придется тренироваться и искать дополнительных участников, которые могут подарить свои голоса вашим героям. Нужно подобрать подходящую интонацию и звучание. Громкое или тихое, злое или доброе. Звучит очень интересно, когда говорить приходится разными голосами. Перед звукозаписью потренируйте своих актеров, чтобы они говорили четко, внятно и эмоционально. Для этого есть всяческие скороговорки и упражнения.
  6. Записывать все можно на хороший диктофон. А потом обрабатывать — подрезать до нужного размера уже при монтаже.
  7. Есть отдельные статьи, которые вы найдете здесь же, на сайте, которые вам расскажут про работу со звуком и монтажом.
  8. Съемка. И вот настал волшебный миг, когда все герои готовы, все декорации готовы и можно начинать съемку. Для этого нам понадобится штатив, фотоаппарат и лампы дневного освещения (при необходимости).
  9. Выделите целый стол (очень устойчивый!), на котором вы будете размещать декорации и героев. Пусть  это будет ваша рабочая площадка до тех пор, пока вы не снимете все сцены для мультфильма. Сделайте несколько пробных снимков: хорошо ли освещены фигурки, нет ли лишних теней, бликов, затемнений, равномерно ли освещена площадка. Попробуйте «поиграть» с разными положениями ламп и выбрать оптимальное. Помните, что изменение положения лампы (или ламп) очень сильно изменит весь кадр, поэтому либо снимайте весь материал за один прием, либо позаботьтесь о прочном закреплении источника света.
  10. Передвигать нужно все медленно, не торопиться. Есть понятие 24 кадра в секунду, но как показывает практика достаточно 13 кадров. Просто нужно все движение делать плавно. Стараться двигать фигурку как настоящего человечка, сгибать в коленях ноги при ходьбе, поднимать их, двигать руки, поворачивать головку. Поэтому, при изготовлении героев, вы должны все продумать таким образом, чтобы все могло двигаться и поворачиваться в разные стороны. Хорошая идея – попросить кого-то пройтись или сделать нужные движения, чтобы вы могли их запомнить и органично анимировать своего героя. Для работы с его мимикой вы можете воспользоваться своим лицом и зеркалом J.
  11. И запомните, чтобы получился полноценный мультик, не сильно короткий, нужно, чтобы было не менее 500 фотографий. Больше можно, меньше не стоит, иначе мультик не успеет начаться, а уже титры…
  12. И не забываем про лицо. Мимика должна меняться. Хотя бы рот, для начала. Особенно если герои разговаривают, то можно прикладывать, чередуя маленький и большой рот. Тогда при просмотре создастся впечатление, что он говорит. Можно еще сделать моргушки (то, чем ваш герой сможет моргать). Чтобы герои выглядели живее и могли моргать как настоящие, нужно периодически закрывать и открывать им глазки. Брови, волосы и даже нос могут помочь вам выразить эмоции героя.
  13. Монтаж. Теперь, когда все снято и все звуки и голоса записаны, мы приступаем к монтажу в специальной программе Windows Movie Maker (или Adobe Premiere Pro, или Sony Vegas, или… их много), в которую мы импортируем все, что у нас получилось, и начинаем собирать в единое целое наши детали. О том, как это сделать хорошо рассказали вот тут: http://ecorucheyok.ru/pedagogicheskaya-kopilka/kak-sozdat-multfilm-samostoyatelno-doma.html.
  14. Фотографии можно предварительно подредактировать в Adobe Fotoshop,  Picasa или http://www.fanstudio.ru/ , исправить свет, контраст. Но лучше конечно, если все будет сразу правильно отрегулировано на фотоаппарате еще в начале съемки.
  15. Титры. Не забываем про титры. В начале мультфильма пишем название, которое можно тоже анимировать интересным образом. Например, выкладывать по буковке или убирать по одной и возвращать на место, что придаст некое мигание букв. В общем, что вам фантазия подскажет.
  16. В конце обязательно пишем автора или авторов. И помните – сначала пишем имя, потом — фамилию! Затем можно перечислить всех, кто помогал, кто держал лампу, кто записывал голос, кто дал фотоаппарат и так далее, всем будет приятно увидеть свое имя в титрах. Далее пишем, какую музыку использовали. И тут очень важный момент. Самым лучшим вариантом будет, если и музыку вы сыграете сами или кого-то попросите. Но если некого, то тогда вы можете использовать только  произведения, написанные 70 лет назад, либо с тех сайтов, которые разрешают использование своей музыки. Иначе могут возникнуть неприятные моменты по поводу авторских прав. А еще есть вот такой замечательный банк бесплатной музыки http://www.freeplaymusic.com/index.aspx.
  17. И самым последним титром указываем город и год.

После того, как все смонтировано, экспортируем и смотрим, что получилось, все вместе за чаем и печенюшками.

И самое главное, отправляем свою работу на фестиваль «МультГорой»!

Есть дополнительные ресурсы, где тоже хорошо рассказано, как сделать мультфильм самостоятельно:

http://www.hochumultik.ru/index.php/news/88-delaemplastilinoviimulik.html

http://ecorucheyok.ru/pedagogicheskaya-kopilka/multfilm-svoimi-rukami-v-proekte-bumazhnyj-akvarium.html

Семейные сказки http://tvorigora.ru/catalog/txt/skazki-semja            

И мультфильмы http://www.youtube.com/playlist?list=PL4CC8D262F649383E&feature=plcp

Творчество дошкольника — простор для фантазий и игр! http://tvorigora.ru/family-philsophy/tvorchestvo-do

Большой творческой удачи!

Алиса Павлова, Вероника Баранова

  1. Книга стихов Разумова Григория
  2. Творческая мастерская “Хрустальная гора” г. Томск.
  3. Теле-уроки анимации
  4. http://mults.spb.ru/mults/ – сайт «Мультики», где представлен обширный алфавитный каталог отечественных мультфильмов различных анимационных студий
  5. http://studio-da.info/video – сайт анимационной студии «Да», где представлены мультфильмы, созданные детьми
  6. http://www.flyani.ru/#mult – мультфильмы из проекта «Летающие звери»
  7. http://www.newart.ru/video/podelki.htm – Видео-мастерская: поделки своими руками (38 видеоуроков преподавателей детских кружков прикладного творчества)
  1. Джанни Родари. “Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй” – В книжке говорится о некоторых путях придумывания рассказов для детей и о том, как помогать детям сочинять самим.
  2. http://www.studio-da.info/ – люди, которые создают мультфильмы вместе с особенными детьми.
  3. http://detsad-kitty.ru/ – полезный сайт для заботливых родителей
  4. http://100toons.com/toons/a – мультипликационные фильмы всех жанров из разных стран, начиная с начала XX века
  5. http://www.edu-all.ru/vse-ob-obrazovanii/osobennosti-professii-multiplikatora.asp – Статья «Особенности профессии мультипликатора»
  6. https://sites.google.com/site/gekatarina/Home/literatura-1 – «Страничка мультипликатора» – это сайт в основном про рисованную анимацию, но там есть интересная и доступно написанная информация, которая пригодиться и для предметной анимации: сценарий, раскадровка, разработка персонажей и т.п.
  7. http://blogerov.net/multfilmy/895-istoriya-professii-xudozhnika-multiplikatora.html – Статья «История профессии художника-мультипликатора»
  8. http://goldenrose.narod.ru/dekorac/main/index.htm  статья «Задний план» –  просто и доступно с советами и рекомендациями (написано для видеосъемки, но все это применимо и для анимации)
  9. http://kinoart.ru/archive/2001/05/n5-article22 – «Звук – это эмоциональный мир фильма»: текст лекции и семинара Майка Фиггиса, режиссера и автора музыки к своим фильмам, всегда выстраивающего равнозначную видимой экранной реальности многообразную и сложную аудиожизнь.
  10. http://www.oneframe.ru/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%B6/2010-12-22-09-13-00.html  – С.М. Эйзенштейн. Монтаж
  11. http://www.litmir.net/br/?b=131705  – Железняков Валентин. Цвет и контраст. Технология и творческий выбор
  12. http://www.newart.ru/htm/myzavr/mz05.php – Роль рисования в системе художественного воспитания детей
  13. http://www.newart.ru/gal14.htm – Second art: вторая жизнь тряпки. Интервью с Юлией Шишиной (Как из тряпок сделать произведение искусства)
  14. http://www.newart.ru/htm/myzavr/mz07.php – О чем расскажет детский рисунок? (аналитическое исследование с примерами)
  15. http://www.mydetstvo.com/elena-makarova-lessons.html – сайт Елены Марковой «В начале было детство»
  16. http://animatics.ru/master-class/66-kak-napisat-scenariy-i-gde-vzyat-ideu.html
    – Как написать сценарий и где взять идею.
  17. http://vk.com/translationanimation?w=wall-63155479_57%2Fal Серия лекций Ричарда Уильямса. Часть 1
  18. http://vk.com/translationanimation?w=wall-63155479_58%2Fall Серия лекций Ричарда Уильямса. Часть 2
  1. http://www.youtube.com/watch?v=VuDw_R9TLTY – «Петушок и кошечка» – яркая, ироничная работа, в которой представлено сразу несколько анимационных технологий.
  2. http://vimeo.com/8973556 – «Пудя» – мультфильм с любопытными ходами преувеличения и прямыми иллюстрациями метафор (компьютерная перекладка).
  3. http://www.youtube.com/watch?v=SWhX8pL5S0c – «Mio Mao» – серия мультфильмов, всегда радующая цветовым решением и демонстрацией возможностей перелепки.
  4. https://www.youtube.com/watch?v=TuBMXS6vU3o – «Hudson – Against the grain» – всего лишь карандаши, но движение и динамика замечательны!
  5. http://vdownload.eu/watch/53523-cul-de-bouteille-%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA.html – «Очкарик» – мультик со смыслом: о том, как взрослея, ничего не потерять (компьютерная перекладка, субтитры).
  6. http://www.youtube.com/watch?v=A6-l2Lbmwuw – «The deep. Pes» – гениальная иллюстрация того, как за счёт движения можно изменять характеристики материала.